Говорит лидер
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 06 апр 14:15

Миллионы не туда
Скачи-не скачи, а значение Донбасса в украинском бюджете значительно даже в условиях военной разрухи. Обидно, что не последнюю роль в финансировании Украины в целом и ее вооруженных сил в том числе, играют и предприятия Республики.

Помните лихие лозунги сторонников майдана в самом начале так называемой АТО: «Донбасс дотационный», «Хватит кормить этих генетических рабов» и прочее? Спустя два года хотелось бы ткнуть этих креаклов носом в подсчеты их собственных властей. По данным Минфина и ДонОГА, поступления собственных и закрепленных доходов в общий фонд сводного бюджета подконтрольной Украине территории Донетчины составляют около 10% налоговых сборов страны.
А ведь в Украине, кроме двух методично уничтожаемых областей, есть еще 22 региона, которые по официальной версии из милости содержали «убыточный Донбасс и дотационный Крым». Но что-то евро-ориентированные и ассоциированные по самое не балуйся Центр и Запад бывшей страны не спешат в лидеры по налоговой сознательности.
Конечно, украинские СМИ прискорбном для «свидомости» факте «содержанчества» не напишут, но для сложения 2 и 2 многого не требуется. Глава Государственной фискальной службы (ГФС) Украины Роман Насиров сообщил, что за январь-март в целом собрано 140,7 млрд. гривен, а Департамент финансов ДонОГА отчитался о сборах в I квартале свыше 1,4 млрд. гривен.
Кстати, обе победные реляции констатируют рост сборов. В целом по Украине - на 35,3% (4 млрд. гривен) к аналогичному периоду 2015года, по подконтрольной части Донецкой области – на 41% (415 млн. гривен). И вот с этими циферками стоило бы разобраться поподробней.
Во-первых, справедливости ради отметим, что практика перевыполнения планов по налогам – далеко не изобретение постмайданных времен. В сборах платежей наперед и, как следствие, вымывании средств из реального сектора, обвиняли еще правительство Азарова. Обвиняли, как это не смешно, те самые лица, которые нынче называются «новой властью». И, надо сказать обоснованно обвиняли. Серьезные экономисты всегда придерживались позиции, что фискальное планирование должно быть реальным и не требующим «стахановских» рекордов. Деньги, как известно, любят тишину и предсказуемость, но и то и другое в нынешней Украине – недоступная роскошь.
Во-вторых, давайте попробуем угадать, чем может быть вызван рост налоговых платежей кроме «центрифуги от ГФС»? Первое, что приходит на ум – сравнительной базой. Первый квартал прошлого года – это активнейшие боевые действия, завершившиеся «минском-2» и Дебальцевским котлом. По сути, только после этого промышленность и бизнес Донбасса начали пусть относительное, но восстановление производства. Думается, в этом и таится отгадка данного «экономического мини чуда».
Наш сайт уже неоднократно писал о проблемах взаимоотношений молодых Республик Донбасса со старыми украинскими ФПГ (http://patriot-donetsk.ru/3538-respublika-i-oligarhi-simbioz-voyna-ili-mir.html). В первую очередь, речь, само собой, идет о горно-металлургическом и топливно-энергетическом комплексах. Если просто посмотреть на карту ДНР, то вы заметите, что шахта «Комсомолец Донбасса» - угольный гигант, до войны добывавший более 4 млн. тонн топлива в год, расположена весьма недалеко от Ждановки, Нижней Крынки и Углегорска, где еще в 2014 году хозяйничали украинские войска. Кстати, осенью того года ребята-ополченцы, которые их в результате оттуда и выбивали, рассказывали автору, как при попытках запустить один из стволов «КД» для поддержания выработок по нему прямой наводкой работали украинские артиллеристы, засевшие под Енакиево. Угадайте, когда предприятие возобновило работу, и в какие бюджетные ведомости оно, учитывая позицию владельца, попало.
То же самое можно сказать о «Енакиевском металлургическом заводе» - обеспечить полноценную логистику и относительную безопасность производства (с военной точки зрения, об экологии и прочем промолчим – прим. авт.) удалось, в том числе благодаря пресловутому «минску». Это жителям Зайцево и Спартака от этого перемирия выть хочется, а для бизнеса оно – то, что надо. «Серая зона» сохраняется, а прямых попаданий почти нет, оборот больше 100 млн. долларов в месяц (http://patriot-donetsk.ru/3999-voyna-i-torgovlya-zheleznodorozhnyy-dualizm-v-donbasse.html). Хорошее соглашение!
Рост поступлений и якобы развитие экономики региона в украинской статистике объясняется не только крупными предприятиями, но и средним и мелким бизнесом, значительная часть которого вынуждена работать в обоих правовых полях (http://patriot-donetsk.ru/3295-torgovaya-integraciya-bez-priznaniya-my-kormim-vraga.html). Это косвенно подтверждают и свежие данные ДонОГА, согласно которым рост налоговых поступлений зафиксирован в городах областного значения - на 58% (более 330 млн. гривен) и районах - на 61% (70 млн. гривен). «При этом наполнение бюджетов в городах Угледар, Дружковка и Новогродовка увеличилось вдвое. Более половины районов пересекли уровень выполнения бюджетов в 150%, остальные – более 130%», - говорится в сообщении ведомства.
Конечно, запуск предприятий в ДНР несколько оживил связанные с ними компании с той стороны, но говорить о таком полуторном росте экономики в Дружковке или Новогродовке смешно. В Дружковке базовая отрасль – машиностроение, в том числе горное, ориентированное на Донбасс и Россию. Неужели мы пропустили прорыв в дружковском экспорте? Ой, вряд ли. Про Новогродовку и говорить не хочется – маленький шахтерский городок под Селидово, кормящийся с шахты 1/3 «Новогродовская», которая «заботами» кабмина Яценюка вместе со всем углепромом переживает не самые лучшие времена. То же и с Угледаром. Думается, все прозаичней – подконтрольные Украине города Донбасса демонстрируют «успехи» за счет перерегистрации в них предприятий и фирм Республики.
Итоги этой «экономики сообщающихся сосудов» печальны: территории, подконтрольные Украине, как были депрессивными, так и остаются – нынешняя власть не из тех, кто вложит хоть копейку в чуждый ей регион; деньги, заработанные дончанами, идут, в том числе, и в киевский бюджет на финансирование войны с фактическими донорами нищего бюджета; из Республики вымываются миллионы гривен, которые могли бы помочь урегулировать социально-экономическое положение здесь.
Отдадим должное властям ДНР, которые прилагают значительные усилия по достижению пусть и негласных, но договоренностей с РФ о легализации местных документов. Но пока эффект не признанности Республики остается мощным депрессивным фактором, который ставит наш богатый край в странное, двусмысленное положение – мы кормим врагов и жизненно зависим от помощи друзей.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать