Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 01 авг 18:00  Версия для печати

Бизнес и власть: переговоры продолжаются

Бизнес и власть: переговоры продолжаются

Переговорный процесс между исполнительной властью и бизнес-средой в республике, похоже, переходит от точечных контактов к постоянному взаимодействию. «По заявкам» предпринимателей в республике продолжается трансформация налоговых и таможенных правил.

29 июля в Министерстве доходов и сборов ДНР состоялась очередная встреча руководства с представителями коммерческого сектора. Участие в дискуссии приняли представители таможенной службы, Профсоюза работников и предпринимателей торговли и общественного питания, Центрального Республиканского банка, Министерства доходов и сборов во главе с руководителем ведомства Александром Тимофеевым, и другие. Основными вопросами на повестке дня остаются правила таможенного оформления и налоговой отчетности.

Напомним, поводом для продолжающихся переговоров сторон стал стихийный митинг горловский предпринимателей , протестовавших против нововведений в правилах налогообложения и таможенного оформления, а также прошедшие ранее аналогичные выступления их коллег в других городах. На предыдущих раундах представители органов власти пообещали принять все меры для максимального упрощения прохождения таможни для малого бизнеса, а также пересмотреть соответствующие законодательные нормы, с тем, чтобы вернуть так называемый «единый налог», как того потребовал бизнес. Кроме того, коммерсантам удалось добиться отмены обязательной инвентаризации товарных остатков, которые ранее фискалы намеревались обложить налогом. Впрочем, как позже пояснили в ведомстве, процедура хоть и признана не обязательной, но рекомендована «во избежание дальнейших коллизий на предмет происхождения товара».

Вози сколько хочешь!
Новая встреча также прошла не безрезультатно. Как сообщает пресс-служба Миндоходов, одним из предложений представителей бизнеса было увеличение лимита на вывоз денежных средств с территории республики. Действующая норма устанавливает ограничение на сумме, эквивалентной 10 тыс. евро, которые предприниматели могли провезти наличными для закупки товара в России и других странах. Большие же средства подлежали только перечислению по безналичному расчету через инструменты внешнеэкономической деятельности. Коммерсанты же считают, что планку следует поднять, так как оплачивать товар наличными выгоднее и поставщики при такой форме расчета охотнее идут на скидки и уступки.

Миндоходов торговаться не стало и временно отменило для физлиц-предпринимателей 1 и 2 групп налогообложения лимит как таковой. «Мы упраздняем процедуру вывоза наличных денежных средств с целью стабилизации уровня цен в Республике. Мы рассчитываем на то, что данное нововведение позволит предпринимателям закупать товар дешевле, что снизит его себестоимость, и, следовательно, позволит установить более низкие цены для конечного потребителя», - подчеркнул Александр Тимофеев.

Взамен государство, видимо в качестве меры по борьбе с выводом средств из ДНР, требует, чтобы на всю вывезенную сумму в течение 60 дней был ввезен или товар, или возвращены деньги или их остатки. Действовать « безлимит» будет до 1 января 2017 года. Скорее всего, за этот срок ведомство рассчитывает отследить добросовестность выполнения бизнесменами требований нового валютного режима и его влияние на уровень цен и оживление бизнес-климата в целом.

Как «прорвать» блокаду
Еще одним пунктом непонимания сторон до недавнего времени был вопрос таможенного оформления товаров, ввезенных в республику из Украины. Напомним, что более года назад наши соседи ввели «экономическую блокаду», чем сделали легальные поставки по факту невозможными. Но если крупные торговые сети в основном переориентировались на поставки из РФ и ТС, то многие торговцы, работающие с относительно мелкими партиями, продолжают возить продукты, одежду и прочее из прилегающих районов, подконтрольных Украине. Делается это, с точки зрения украинского законодательства, нелегально, но взятки на блокпостах и иные обходные пути давно перестали быть секретом даже для людей, никогда не пересекавших линию разграничения.

Что делать с таким товаром на территории ДНР рассказал первый заместитель Министра доходов и сборов Александр Михайлов. По его словам, чтобы неофициально провезенное стало легальным, предпринимателю достаточно явится вместе с товаром и имеющимися приходными документами на один из таможенных пунктов, и задекларировать привезенное. «На данный момент это единственный способ легализовать товар, не пересекающий официального пункта пропуска между ДНР и Украиной», - пояснил Александр Михайлов.

Напомним, ранее в профильных пабликах в соцсетях многие коммерсанты жаловались, что к документам на ввезенные из Украины товары некоторые сотрудники налоговой предъявляют те же требования, что и к поставленным из РФ, забывая об их «неофициальном» происхождении. Каков минимально необходимый пакет документов для легализации в ведомстве не уточнили и в этот раз, но то, что вопрос не сходит с уст дает надежду на выработку неких взаимоприемлемых правил по документарному «обходу» украинской блокады.

Насколько малый бизнес мал?
Кроме таможенных вопросов на встрече обсуждались формы налогообложения и отчетности. Так, теперь в 1-ю группу налогообложения могут быть отнесены физлица-предприниматели с годовым оборотом до 3 млн. рублей. Ранее этот критерий составлял 1,5 млн. рублей.

Стоит отметить, что вопрос размеров оборота, при котором бизнес может считаться достаточно малым для подпадания под определенные налоговые упрощения, муссируется во всех странах, где применяются таковые формы. С одной стороны, требовать от мелкого частного предприятия, в котором нередко работает только владелец и его семья, вести документооборот и оплачивать ставки на уровне крупной корпорации, как минимум, контрпродуктивно, так как подобную нагрузку ФЛП или ЧП, скорее всего не потянут. С другой, практика показывает, что «упрощенка» часто используются крупным бизнесом для минимизации собственных налоговых затрат. Между этими Сциллой и Харибдой каждое государство ищет свой налоговый фарватер, в котором и малый бизнес целый, и крупный полноценно платит.

Позаимствовать чужие расчеты и правила в данном случае у республики не получится, так как у нас ситуация в экономике без преувеличения уникальна, правда, в основном из-за негативных последствий войны, блокады и внешнеполитической не признанности. Так что взаимоприемлемую планку годового оборота для этой категории налогоплательщиков бизнесу и государству придется определять на ощупь, и, возможно, не с одной попытки.

Что касается упрощения отчетности, то, как сообщила в своем аккаунте Facebook участвовавшая в мероприятии депутат НС ДНР Анастасия Селиванова, для предпринимателей упрощенной и патентной групп упразднен один из дублирующийся отчетных документов. «Больше не нужно вести Книгу Формы №10 для ФЛП. КУРО и Чеки ведутся как и раньше», - разъяснила она новшество.

Проще простого?
В ходе встречи стороны также продолжили обсуждение анонсированного ранее введения «упрощенки». Как пояснила Анастасия Селиванова, в профильном ведомстве готовятся предоставить физлицам-предпринимателям 1-й группы право выбора варианта уплаты упрощенного налога. ФЛП может платить или 2,5% от оборота, или фиксированную налоговую ставку. Последнее актуально для небольшого бизнеса с торговой площадью не более 20 квадратных метров, стоимостью единицы товара или оказываемой услуги не более 6000 рублей, и ведущего всего один вид деятельности. Точная сумма пока не названа, но, по сведениям Миндоходов, ориентироваться ставка будет на уровень минимальной пенсии ДНР.

Напомним, закон «О налоговой системе» вступил в силу в январе текущего года. Дискуссия о дополнениях и изменениях в документ, раскритикованный бизнес-сообществом, стартовала уже тогда, но была активизирована и получила практические перспективы только с недавними протестами предпринимателей. Будем надеяться, что возобновленный социальный диалог позволит Народному Совету, а вслед за ним и исполнительной власти, уже осенью снять возникшие разногласия между государством и бизнесом.

Насколько трансформируется фискальная нормативная база, и как это повлияет на простоту ведения бизнеса в регионе, будут судить специалисты по окончательным редакциям документов. Пока же можно однозначно приветствовать интенсифицировавшуюся дискуссию, и напомнить пока ведущей по количеству полученных уступок стороне предпринимателей, что любое государство на либерализацию налоговой политики идет, обычно, в обмен на уплату сборов и строгое соблюдение правил. Как показывает готовность Министерства доходов и сборов к введению временных мер, если надежды не оправдаются – гайки могут затянуться обратно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »