Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 11 авг 14:46  Версия для печати

Крымская провокация: диверсия, война или новый формат геополитики на украинской площадке

Крымская провокация: диверсия, война или новый формат геополитики на украинской площадке

Украина больше не «партнер». Москва обвиняет Киев в терроризме и не считает нужным встречаться в «нормандском формате». Отразится ли переход от дипломатии к прямым обвинениям на Донбассе?

ФСБ России сообщила о предотвращении серии терактов в Крыму, инспирированных Генштабом Украины. По данным ведомства, две ночи подряд, на 7 и на 8 августа, диверсионные группы с украинской стороны пытались перейти границу с Крымом. В обоих случаях пограничники вступали с нелегалами в боестолкновения, в ходе которых погибли двое российских силовиков – сотрудник ФСБ и военнослужащий минобороны, несколько были ранены. О количестве потерь нападавших не сообщается, но, по словам силовиков, во время отхода нелегалы были вынуждены выносить тела и раненых.

О том, что нападавшие принадлежали именно к украинскому военному ведомству, а не к активистам-аматорам, которые, напомним, уже отличались на крымской границе подрывами ЛЭП и блокадами дорог, свидетельствует силовая поддержка ДРГ с украинской стороны. «Попытки прорыва прикрывались массированным обстрелом со стороны сопредельного государства и бронетехникой вооруженных сил Украины», — лаконично сообщает российская спецслужба.

На месте первого боестолкновения обнаружили солидный арсенал взрывчатых устройств, спецсредства и оружие, которое, по сообщению ФСБ «состоит на вооружении специальных подразделений вооруженных сил Украины».

Одновременно с боями на границе российские силовики провели операцию по задержанию украинской агентуры на самом полуострове. Как сообщают СМИ, задержаны были семь человек, как с местной, так и с украинской пропиской. Правоохранители раскрыли данные только одного из задержанных – жителя Запорожской области Евгения Панов, сотрудничающего с разведкой Минобороны Украины. Об остальных сообщается, что они «дают признательные показания».

По версии ФСБ, пытавшиеся проникнуть в Крым диверсанты, готовили серию терактов для дестабилизации социально-политической обстановки в регионе накануне осенних выборов в Госдуму. Позже российское издание «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщило, что сами задержанные отрицают намерения атаковать инфраструктурные и промышленные объекты или руководство полуострова. «По их словам, предполагалось организовать в различных точках курорта серию небольших по мощности взрывов, которые не должны были привести к гибели людей, а вызвать панику среди отдыхающих и, в конечном счете, «убить туризм», как выразился собеседник», — пишет издание. Почему срывать туристический сезон диверсанты надумали только в августе, не поясняется.

При этом журналистский инсайд «украинский след» не перечеркивает. По сообщению «Коммерсанта», фигуранты не отрицают своей связи с ГУР Минобороны Украины, в котором прошли диверсионную подготовку.

Реакция Кремля
Непривычно жестко на инцидент отреагировал президент России Владимир Путин. На этот раз ни о каких «украинских партнерах» и случайностях, на которые, как мы помним, списывали еще два года назад даже залетавшие на территорию Ростовской области артснаряды, речь не шла.
Крымская провокация: диверсия, война или новый формат геополитики на украинской площадке

Путин напрямую обвинил своего украинского коллегу в преступной попытке терактов и диверсий, с помощью которой Киев попытался отвлечь внимание своих граждан от бедственного положения экономики. Стоит обратить внимание, что при этом российский лидер несколько раз назвал нынешних руководителей Украины «захватившими власть в стране», хотя ранее Москва признала законность избрания Порошенко и действующего состава Рады.

«Попытка спровоцировать всплеск насилия, спровоцировать конфликт — это не что иное, как желание увести внимание общественности страны от тех людей, которые захватили власть в Киеве, продолжают грабить свой собственный народ для того, чтобы как можно дольше удержаться у этой власти и создать условия для дальнейшего грабежа своих граждан, — заявил он. - Это очень опасная игра. Судя по всему, те люди, которые захватили власть в свои руки в Киеве и продолжают ее удерживать, вместо поиска тех самых компромиссов, вместо того, чтобы искать способы мирного урегулирования, перешли к практике террора».

Он призвал Запад предпринять конкретные шаги, чтобы оказать влияние на власти Украины, а пока заявил о бессмысленности встреч в «нормандском формате» в таких условиях.

Киев опровергает ФСБ и самого себя
После двух лет полуофициальных угроз «отвоевать Крым», «взорвать Керченский мост» и «вернуть Крым безлюдным», украинская сторона пошла на попятный, и заявила, что к случившейся реальной силовой провокации отношения не имеет. Как сообщил официальный сайт президента Петра Порошенко, Украина отвергает практику использования любых террористических мер для прекращения деоккупации Крыма и решительно осуждает терроризм во всех его проявлениях.

При этом не украинский президент не удержался от традиционных обвинений в адрес соседей, которые «давно щедро финансируют и активно поддерживает терроризм на территории Украины». Правда, пока вместо мифического «пророссийского терроризма на Украине» обнаружить можно только реальный терроризм ВСУ по отношению к жителям Донбасса, и попытки создать угрозу крымчанам, как это было с энергоблокадой, а теперь, с провокациями на границе.

Отметились и «главные подозреваемые» из ГУР МО Украины. «Главное управление разведки опровергает информацию, которую сейчас распространяет ФСБ Российской Федерации, об участии подразделений военной разведки в террористической деятельности на территории оккупированного Крыма… Мы обычно не комментируем информацию о наших сотрудниках, но реально на сегодняшний день ни одного сотрудника Главного управления разведки минобороны ФСБ России на территории Крыма не задерживала», — сообщил представитель ГУР минобороны Вадим Скибицкий.

Учитывая уровень страха мирового сообщества перед террористической угрозой, было бы удивительно, если бы офицер признал причастность своего ведомства к подготовке подобных атак.

Украинская дипломатия согласно своему стереотипу реагирования, предложила вынести новую проблему на международный уровень. «Мы готовы к любым дальнейшим провокациям и рассматриваем возможность созыва заседания Совбеза ООН», — заявил постоянный представитель Киева при ООН Владимир Ельченко, и добавил, что намерен «как можно скорее обсудить ситуацию с председателем Совбеза и с генсеком ООН». Насколько это в интересах Украины – вопрос неоднозначный. На этот раз жертвой силовой акции стали военнослужащие РФ, и Киеву придется доказать, что в месте дислокации его силовых подразделений могли быть посторонние вооруженные люди, которые и вступали в бой с россиянами, но без ведома руководства ВСУ.

Альтернативные версии
В украинском медиа-пространстве раскручиваются собственные версии произошедшего, призванные подтвердить непричастность украинских силовиков к попыткам терактов в Крыму. Так, известный соратник Игоря Коломойского Ян Валетов на странице в ЖЖ опубликовал мнение, что никакой украинской ДРГ быть не могло, так как «там через границу кусок сала не провезешь», а операция российских силовиков, которая действительно имела место быть на полуострове, была направлена на поиск неких дезертиров. «Из части сбежали вояки которые в 14-ом переприсягнули и которых систематично унижали вновь прибывшие бурятско-рязанские «коллеги». И нашла коса на камень. А учитывая их количество (20-30) шороху они навели на всю область», - написал он. Версия любопытная, но с некоторыми изъянами. Спустя два года после перехода оставшихся в Крыму военных в армию РФ, срочников среди них уже быть не может. А офицеры и контрактники, если их не устраивают условия службы, увольняются, а не дезертируют с «шорохом на всю область». А если речь идет все-таки о российских солдатах срочной службы, то какие у них могут быть проблемы с «бурятско-рязанскими коллегами»?

Российская либеральная общественность оправдывает украинских собратьев по-своему. «Проще поверить в срежиссированную российской стороной антитеррористическую постановку, чем в реальную атаку украинцев на Крым», - пишет журналист телеканала «Дождь» Олег Кашин. По его мнению, все произошедшее – не более, чем постановку российских спецслужб для установления «полицейского режима» на полуострове и усиления позиций властей перед выборами.
Крымская провокация: диверсия, война или новый формат геополитики на украинской площадке

Не стоит исключать и некие промежуточные варианты. К примеру, что границу действительно атаковали с украинской стороны и даже при поддержке ВСУ, но не агенты военной разведки по заданию штаба, а банальные радикалы крымско-татарского или иного добровольческого батальона. Обещания бороться за Крым, в том числе и террористическими методами, из этой среды доносились регулярно. А управляемость этого контингента давно оставляет желать лучшего, и принесла официальным властям уже достаточно много неприятностей на юге и в центре страны.

«Минск» подорван Крымом?
Обострение и без того сложных отношений между Украиной и Россией не могут не отразиться на процессе мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Так, ряд экспертов считают, что обостряя положение на границе с Крымом, Украина готовит и очередной виток боевых действий на востоке, но это мнение разделяет далеко не все экспертное сообщество. По большому счету, невозможность втянуть Россию в украинскую гражданскую войну путем провокаций и обстрелов за два прошедших года стала очевидной. При этом поддержка Украины Западом перестала быть столь монолитной, как это было в 2014-ом, и окончательная дестабилизация всей территории, которая может произойти в результате повторений событий того года, объективно не выгодна всем. Ни ЕС, мечтающему отменить санкции и восстановить отношения с Москвой, ни Вашингтону, у которого сейчас своих предвыборных забот хватает, ни России, которой все равно придется расхлебывать постмайданный хаос у соседей, когда Запад окончательно оттуда уйдет.

Впрочем, без силовых акций может и не обойтись. «Так как Россия и Украина не находятся в состоянии войны, действия украинской ДРГ вполне могут быть рассмотрены как террористические. Это значит, что Россия имеет право при необходимости нанести удар по террористическим базам, размещенным на территории Украины», - считает военный эксперт Виктор Мураховский. Если его прогноз сбудется, что Украину ждет не силовое, а дипломатическое унижение, с уравниванием страны в правах с Сирией, Курдистаном и другими странами третьего мира, на территории которых проводятся превентивные антитеррористические мероприятия иностранных вооруженных сил.

Не исключено, что резкая риторика российского руководство вскоре сменится более привычной сдержанностью Министерства иностранных дел, с вечными «нотами протеста» и «глубокой озабоченностью». Но на то и законы мировой дипломатии, чтобы за рутинными сообщениями скрывать некие глубинные процессы настоящей политики. А вот они, как раз, могут трансформироваться, сменив уже привычные форматы.

Свидетельством подобного сценария можно считать и отказ президента Путина от очередной встречи «нормандской четверки». Напомним, что некоторое время назад Кремль уже заявлял, что пока ситуация с выполнением «Минска» не изменилась говорить не о чем. Но потом, видимо, некий компромисс наметился, и Москва согласилась на очередную встречу, которая должна была пройти во время саммита G-20 в Китае. Новый отказ Путина – прямое свидетельство регресса мирных переговоров, если и не намек на признание «Минска» нежизнеспособным.

Подобное открывает для республик Донбасса новую вариативную вилку, в которой ЛДНР может быть предложен новый формат переговоров, а может быть дана большая свобода действий. К примеру, на проведение выборов без оглядки на Киев. Избирательную систему сейчас как раз готовят к «испытаниям в полевых условиях» на праймериз, а предложенная мажоритарная система с допуском кандидатов самовыдвиженцев теоретически способна гарантировать легитимность новоизбранных властей в глазах населения и, возможно, международных организаций.

В любом случае интеграция региона в российское социально-политическое пространство будет только продолжаться, так как даже сторонним наблюдателям становится все более очевидным нежелание и неспособность Украины к установлению мира на некогда своей территории. Если в охраняемом Россией Крыму это проявляется в виде диверсионных атак, то получи Киев доступ к территориям Республик, которого он так добивается во всевозможных форматах, здесь будут действовать группы карателей без всяких кавычек и ироничных коннотаций.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции