Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 05 сен 16:00  Версия для печати

Полцарства за «Приват»

Полцарства за «Приват»

Схватка между главным олигархом Украины Петром Порошенко, и теневым властителем половины страны, тоже олигархом, Игорем Коломойским, набирает обороты. Противоборство идет не на жизнь, а на смерть банковской системы Украины в целом. Причем летальный исход, по мнению специалистов, вероятен при победе любой из сторон.

Известное прямыми связями с американским посольством, а потому, и некоторым вольнодумством по меркам нынешнего Киева, издание «Зеркало недели» сообщило о проходящих торгах за судьбу крупнейшего банка Украины между властью и нынешними собственниками. На кону – национализация «ПриватБанка», который после двух лет «эффективных реформ» главы НБУ Валерии Гонтаревой стал крупнейшим финучрежденеим, от состояния дел в котором зависит почти каждый житель Украины.

По данным «ЗН», появившиеся недавно в Сети слухи о возможной смене собственника телеканала «1+1» имеют под собой обоснование, и связаны в единый вопрос с контролем над «ПриватБанком», заполучить который для усиления собственных позиций не прочь команда Петра Порошенко. Так, приобрести 50% акций одного из самых рейтинговых каналов президент собирается в рассрочку по предварительной цене в 250 млн. долларов. Обменным лотом выступает судьба «ПриватБанка». Правда, в оценке чего именно хочет нынешний владелец для своего детища источники издания, разошлись. «По одной из версий Игорь Валериевич якобы уступает половину «Плюсов» в обмен на НЕ национализацию, а по другой, наоборот, — на национализацию ПриватБанка, но на выгодных для себя условиях», - сообщает «ЗН». Стоит отметить, что по данным СМИ, очередной раунд переговоров на Кипре велся уже на высшем уровне – Игорем Валентиновичем и Петром Алексеевичем лично, что нормально для опального олигарха, но явно не по статусу президенту крупного европейского государства.

«Договорились или, наоборот, разругались — разные источники выдвигают противоположные версии. Причем обе из них могут быть верны. Ведь стороны переговоров — известные хозяева своего слова, поэтому как дать его, так и забрать каждая из них может легко», - цинично, но точно оценивает журналист «ЗН» деловые качества сторон.

Конечно, можно было бы считать желание президента-олигарха прибрать к рукам крупный медиа-ресурс в купе с крупным банком, делом, пусть и абсолютно антидемократическим и коррупционным, но все таки достаточно личным, чтобы не вдаваться в подробности торгов. Если бы не два НО.

Слишком крупный, чтобы упасть
Во-первых, как уже отмечено выше, «ПриватБанк» за последние два года из просто крупного банка, каковым он был в сытые времена до госпереворота, превратился в точку опоры для карточного домика, в который превращена банковская система страны. Стоит напомнить, что благодаря «реформам НБУ», количество банков в Украине за 2014-2015 годы сократилось более чем на треть, и даже у выживших портфели изрядно похудели в связи с массовым оттоком депозитов, сокращением кредитования и прочими прелестями «життя по-новому».

При этом, по данным НБУ, в «ПриватБанке» на 1 июля т. г. было сосредоточено свыше 148 млрд. грн. (или 36,3% общей массы по стране) депозитов. Для понимания социально-экономического значения этого банка достаточно отметить, что у крупнейшего госбанка «Ощадбанк» этот показатель меньше почти втрое - 58 млрд. Учитывая зарплатные проекты, пенсионные карты, кредитки, раздаваемые банком еще несколько лет назад чуть ли не на каждом на каждом углу, и прочие связи населения со структурой Коломойского, в случае серьезной пертурбации в «ПриватБанке», лишиться доступа к своим средствам может огромное количество граждан. Кроме того, именно у «Привата» наиболее развитая в стране система платежных терминалов. По оценкам специалистов, больше половины безналичных расчетов и карточных переводов проходит через эту структуру.

В том же, что любое вмешательство извне приведет как минимум к временному отключению всей системы банка, не сомневаются даже самые оптимистичные обозреватели. А если вспомнить, что опыт национализации банков в Украине ни разу не закончился финансовым оздоровлением учреждения, а ввод временной администрации НБУ зачастую ведет к ликвидации банка, то с высокой долей вероятности можно говорить о коллапсе и самого «Привата», и значительной части банковской системы.

Украинцы заплатят. То ли Коломойскому, то ли Порошенко
Во-вторых, о чем бы ни договорились соперники-олигархи, платить за дальнейшую судьбу «ПриваБанка» будут налогоплательщики Украины. Как пояснил для «ЗН» эксперт Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников, для национализации «Привата» без паники среди клиентов и рисков для банковской системы в целом государству понадобится сумма, эквивалентная всем обязательствам учреждения - порядка 230 млрд. грн.

При этом у самого банка оборотных средств в этот период точно не будет. Как минимум, потому, что клиенты перестанут заводить средства в банк и, наоборот, попытаются их из него вывести. Как максимум, потому что, по данным СМИ, не исключен вариант национализации, при котором из учреждения будут выведены все работающие карточные кредиты, и прочие формирующие доходную часть банка активы. То есть, «вершки» останутся у частных собственников, а государству отдадут «корешки» в виде безнадежных кредитов, в том числе и предприятиям самой группы «Приват» - таковых в портфеле банка не мало, и долгов самого учреждения. Только НБУ «Приват» задолжал полученное с 2014 года рефинансирование в размере 26,8 млрд. грн. Кредитные же задолженности перед самим банком оцениваются в 166 млрд. грн., из которых 142 млрд. — кредиты юрлиц.

Стоит отметить, что даже по приведенным официальными источниками цифрам, если «Приват» все-таки решат «посадить на шею» НБУ, то даже получение очередных и не очередных траншей МВФ, которые Фонд, кстати, давать пока не намерен, проблем в экономике Украины не избежать. Судите сами, только рефинанс банка Коломойского приблизительно равен миллиардному траншу, который Киев уже год просит на поддержание стабильного курса нацвалюты и прочие крайне важные мероприятия. Что уж говорить о дополнительной нагрузке, сопоставимой по объему со всеми траншами, полученными за два постмайданных года.

Амбиции Порошенко или реальная потребность страны?
Обозреватели «Зеркала недели» уверены, что второе. По их мнению, оставить «Приват» в существующем положении невозможно, так его долги, де, все равно приведут к кризису системы в целом, и государство обязано взять все под контроль. Правда, интересы населения и государства в целом как всегда оттеснены политическими разборками элит, в которых издание «ставит» на власть.

«Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Коломойский — единственный, кому выгоден длительный и растянутый во времени переговорный процесс о судьбе банка. Эдакая игра в верю-не-верю национального масштаба, позволяющая ему без проблем финансировать свой бизнес средствами вкладчиков, имитируя выполнение требований регулятора, шантажируя власти обвалом финсектора и затягивая время, а там, как говорится, либо ишак, либо падишах», - пишет издание.

Как известно, что у Госдепа на уме, то у «Зеркала недели» в редакционных статьях, так что, похоже, Порошенко добился санкции на усиление собственного контроля над экономикой страны за счет активов чуть ли не последнего олигарха-оппонента.

Пикантности ситуации добавляет то, что зависимость Украины от «ПриватБанка» фактически была создана руками самих постмайданных властей, накачивавших структуру деньгами рефинансирования, по слухам, прикрывая глаза на участие в валютных спекуляциях, обваливших гривну вскоре после госпереворота. Да и сам Игорь Коломойский, напомним, в 2014 году из рук Порошенко получил безраздельную власть над Днепропетровской областью. И только когда олигарх, при помощи, по сути, частной армии из так называемых добровольческих батальонов, подмял под себя еще и Одесскую область и перестал скрывать амбиций в киевской политике, официальные власти были вынуждены умерить его аппетиты. Что, кстати, удалось только при посредничестве США. Впрочем, это не помешало «ПриватБанку» уже в марте текущего года добиться судебного решения, запрещающего Государственной исполнительной службе и любым ее правопреемникам, в том числе и НБУ, любые действия, касающиеся ареста счетов банка, а также любое принудительное списание средств с его корреспондентских счетов в НБУ. И эту индульгенцию Нацбанк, якобы готовящийся к национализации актива, не оспорил в судах до сих пор.

Теоретически, западные кураторы, журналисты «Зеркала недели» и менеджеры Порошенко-Гонтаревой, обрабатывающие Коломойского по вопросу «Привата», возможно и правы – у государства действительно должен быть контроль над активом, способным в минуты похоронить экономику, деловую активность, а вместе с ними и последние признаки общественного спокойствия страны. Вот только это срабатывает только в том случае, если государственные менеджеры действуют в интересах страны и населения, а также имеют достаточную квалификацию.

В случае же современной Украины, власть которой сформирована по принципу внешнего патриотизма и некой «внутрисемейной» близости к президенту, рассчитывать, что НБУ справится с грядущим системным кризисом несколько наивно. Скорее постмайданные власти, как описанные Ильфом и Петровым обитатели «Воронье слободки», запасутся «страховкой от пожара», после чего актив не может не «сгореть». То, что с ним «сгорит» еще значительная часть экономики страны, президента, как, впрочем, и его собрата-оппонента по олигархическому лагерю, волнует крайне мало.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »