Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 08 сен 16:02  Версия для печати

Одной рукой даем, другой - отнимаем?

Одной рукой даем, другой - отнимаем?

В результате повышения заработных плат бюджетникам некоторые республиканские медработники стали получать меньше. Удивить такая математика, на самом деле, может только далеких от бюджетной сферы граждан, но симптом для только строящегося государства, согласитесь, пренеприятнейший.

Согласно указу Главы ДНР, в этом году заработная плата работников бюджетной сферы ежеквартально увеличивается на 5%. Соответствующие пересчеты были произведены в апреле и июле, следующий - в октябре. Как заявляло ответственное за выполнение указа Министерство финансов, общее повышение по итогам года должно составить 17,5%. Не так много, как хотелось бы, но, как говорится, с чего-то надо начинать. Кроме того, рост зарплат – это и снятие социальной напряженности в коллективах, и, пусть и минимальная, но поддержка покупательской способности, а значит, опосредовано, и местной деловой активности.

Вот только если бы рост в некоторых местах не проводился согласно добрым еще кравчуково-кучмовым традициям зарплатных «наперстков». Как сообщили наши источники в медицинских кругах, одной рукой добавляя проценты к окладам медперсонал, другой чиновники «оптимизировали» надбавки к этим самым окладам.

Причины официально не оглашались, но в некоторых медучреждениях руководство честно оповестило персонал – вместе с повышением окладов фонд оплаты труда не увеличили, а наоборот призвали экономить, так как денег в бюджете на все не хватает.


Неприятно, но схема не нова и применялась украинскими чиновниками на протяжении всего срока независимости. Зачастую, за кулисами обосновывалось это предельно просто – властям нужен был пиар, но денег у них не было. Поэтому повышение тарифных ставок и окладов анонсировались с максимальным размахом, а о том, что в ходе «аукциона щедрости» надбавки премии и прочие, как бы не обязательные, доплаты автоматически снимались, предпочитали стыдливо молчать. Увы, похоже, эти бюрократические бюджетные выверты, как споры каких-то грибков живут в высоких кабинетах, незаметно заражая этакой иезуитской жадностью все новых и новых обитателей, и молодая республика сей участи не избежала.

«В медицине традиционно уровень оплаты труда невелик, особенно у младшего медицинского персонала, - рассказал наш респондент. – Чтобы хоть как-то привлекать и мотивировать персонал существует система надбавок, которые, в зависимости от условий труда, могут составлять от ничего незначащих 5-7% до трети заработка общего заработка той же медсестры, санитарки или фельдшера. В итоге после такого повышения на руки люди стали получать меньше, чем было».

Обещают, что экономия временная – на пару месяцев. Но их тоже нужно прожить, тем более на дворе осень – пора делать запасы на зиму, пересматривать теплый гардероб и срочно докупать детворе все необходимое для учебы.

Даже с доплатами заработки младшего медперсонала составляли около 4 тысяч рублей – средства, недостаточные для нормальной жизни даже с «раритетно низкими» коммунальными тарифами, сохранившимися в республике.


Прожить на оклад младшей медсестры в 2639,00 рублей, как например, предлагается в одной из вакансий в Горловке, о которой сообщает сайт Республиканского центра занятости, вряд ли возможно. Как, впрочем, страшно представить себе и врача «скорой помощи» работающего за предложенные уже в Донецке 3547,00 рублей. Кстати, специалиста с высшим образованием и сертификатом о прохождении специализации «Медицина неотложных состояний» работодатель заманивает как раз обещанием надбавок. А так как с последними, как видим, всякое случается, без доплаты доктор, живущий на эти деньги, может банально упасть в голодный обморок прямо на вызове.

Как показывает практика, в сфере обслуживания и торговле можно заработать не меньше, если не больше, чем в больницах. Но только без груза ответственности за пациентов, рисков, которые неизбежны в работе с кровью, инфицированными больными и прочими составляющими благородного дела медиков. И повышение оклада на 5% с «обрезанием» 20- 30% ни настроение медперсоналу не поднимет, ни молодых специалистов в отрасль не привлечет.

Хотя, не будет лишним напомнить, что весной государственные СМИ уже сообщали, что штат младшего медперсонала в больницах ДНР не укомплектован на 30%. Тогда ответственные чиновники уверяли, что проблема легко решится летним выпуском медучилищ, но опрошенные нашими корреспондентами специалисты этот оптимизм явно не разделяли . По их мнению, восполнить нехватку будет не так просто именно по причине низкого уровня оплаты труда. И даже свежеиспеченные молодые специалисты предпочтут трудоустроиться в частном секторе, в том числе не по профессии, но на более достойные условия.

Свежих данных по укомплектованности штатов и ее взаимосвязи с двумя проведшими этапами повышения окладов, кончено, нет, но забывать о критически важной роли медицины для общества нельзя. А создавшееся положение ставит медперсонал перед крайне неудобным выбором: голодать во имя человечности, чего, кстати, старик Гиппократ последователям не завещал, или «делать бесплатную медицину еще дороже», о чем невесело шутят в соцсетях. Правда, последнее чревато общением уже с представителями другого ведомства, также занимающегося излечением человечества, в том числе и от мздоимства.
Одной рукой даем, другой - отнимаем?

В целом, не секрет, что зарплаты, хоть в государственном, хоть в коммерческом секторах, вопрос для республики крайне болезненный. Для того есть и ряд весьма объективных факторов, в виде блокады и всевозможных препон для развития со стороны Украины, официальная непризнанность со стороны России, и, конечно же, значительный ущерб, нанесенный всему хозяйственному комплексу региона боевыми действиями. Кроме того, очевидно, что в нынешнем экономическом положении бюджет республики не в состоянии значительно улучшить уровень жизни даже работников бюджетной сферы и государственного сектора.

Но, давайте признаем, что есть и вполне субъективные вопросы. К примеру, почему до сих пор одной их самых «тайных тайн» в республике остается уровень минимальной зарплаты?


Ведь разумное повышение этого законодательно установленного социального минимума стимулировало бы пусть небольшой, но массовый рост доходов населения, в том числе и занятого в коммерческом секторе. Ведь не секрет, что любой бизнес будет повышать зарплаты только под давлением государства.

Зачем проводить общее повышение окладов бюджетников, если средств на это в бюджете нет, и на повышение деньги приходится изыскивать у самих сотрудников? Не логичней ли было бы напротив ввести некие доплаты для работников с самыми низкими доходами, оставив зарплаты ИТР и управленцев, которые тоже не на пределе мечтаний, но хотя бы позволяют содержать семьи, на имеющемся уровне?

Ответы на эти вопросы, наверное, лежат не в сфере бюджетной и социально-экономической политики. За два года становления республики молодое государство не только растет, но и активно болеет всеми «детскими болезнями» становления. В том числе, и ускоренным формированием социального расслоения, некоего классового неравенства, о котором предупреждали товарищи марксисты. В итоге уже сегодня те, кто принимает решения о том, как жить среднестатистическому штатному работнику, вряд ли имеют представление о том, возможно ли это вообще на отведенные «щедрой рукой» копейки. Кстати, ни методов исчисления, ни самого статистического подсчета реального прожиточного минимума в открытых источниках также нет. Так что как выживают врачи, учителя и другие бюджетники в ДНР, «науке пока не известно».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »