Читать
Закрыть
Павел Климов - 22 дек 13:44  Версия для печати

«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

Очередной раунд переговоров контактной группы по урегулированию военного конфликта на Донбассе был примечателен, в первую очередь, тем, что стороны вернулись наконец к детальному обсуждению аспектов так называемого «плана Штайнмайера». Это вселяет пусть и слабую, но все же надежду на возвращение переговорного процесса в конструктивное русло.

Об этом, в частности, журналистам рассказал спецпредставитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Мартин Сайдик на итоговом брифинге.

«В политических вопросах дискуссия концентрировалась, как и ранее, на обсуждении вопросов, связанных с так называемой «формулой Штайнмайера». Рабочая группа по вопросам безопасности на сегодняшнем заседании сконцентрировала свое внимание на проблемах соблюдения режима прекращения огня, отвода сил и средств, а также обеспечения безопасности в районах пунктов пропуска», - заявил Сайдик.
«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

По словам представителя ОБСЕ, «формула Штайнмайера» обсуждалась очень подробно в «нормандском формате». Также он отметил, что в ходе переговоров, стороны могут пойти на взаимные уступки. Впрочем, он так и не пояснил, о каких уступках может идти речь. Кроме того, Мартин Сайдик обмолвился, что в ходе последней минской встречи, был озвучен ряд мнений касательно правового урегулирования вопросов, связанных с возобновлением подачи водоснабжения, энергоснабжения и выплат платежей.

Что это может означать в перспективе? К сожалению, ответить на этот вопрос однозначно, не представляется возможным. За время, прошедшее с начала переговорного процесса, мы привыкли к тому, что дальше обсуждений и заявлений, дело заходит крайне редко.


С другой стороны, уже сам факт упоминания «формулы Штайнмайера», в контексте сегодняшней повестки дня – явление скорее позитивное. В первую очередь, потому, что данная формула предусматривает проведение местных выборов на территории ДНР и ЛНР. А принцип, согласно которому, либо война, либо выборы, в Донецке и Луганске уяснили, похоже, даже школьники.

По большому счету, так называемая «формула Штайнмайера», названная в честь министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, была сформирована в начале 2016-го года, как некое дополнительное руководство по реализации условий Минских соглашений.

О чем, собственно говоря, идет речь? В первую очередь, о том, чтобы официальный Киев принял наконец конституционные поправки в отношении Донецкой и Луганской республик. Причем, принял с одновременным внесением поправок в первую и десятую статьи закона об особом статусе, дабы тот имел постоянную основу. Как того, еще в январе текущего года, требовал официальный представитель Российской Федерации на переговорах в Минске Борис Грызлов.
«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

Напомним, что Украина, сделала вид, что вносит изменения в свой Основной закон, но пакет поправок, внесенный в украинский парламент президентом Украины Петром Порошенко и даже принятый там в первом чтении, во-первых, не был согласован с представителями ДНР и ЛНР, а, во-вторых, предусматривает предоставление Донбассу особого статуса всего на три года.
«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

Кроме того, в рамках «формулы Штайнмайера» предполагается, что уже переформатированный закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вступит в силу на временной основе, в день проведения местных выборов. И, если наблюдатели миссии ОБСЕ подтвердят, что выборы прошли как полагается, то закон должен начать действовать на постоянной основе.

Данный формат, как ни странно, в свое время устроил Брюссель, Вашингтон, Москву, Донецк и Луганск. И только в Киеве, уже традиционно, дали заднюю. Формальная причина скучна до банальности. В украинской столице заявили, что сперва безопасность, а уже потом все остальное. Проще говоря, прежде, чем переходить к политическому урегулированию, следует добиться устойчивого соблюдения режима прекращения огня.

Но украинские предложение делает невыполнимыми сама украинская сторона, которой невыгодно выполнять свою часть договоренностей, следуя данной формуле. А добиться устойчивого перемирия, когда одна из сторон конфликта заинтересована в обратном, не удастся, как ни старайся. Очередной пример тому – недавний инцидент под Дебальцево, начавшийся аккурат накануне очередного витка переговоров.
«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

Важно понимать, что реализация плана главы немецкого МИД, сулит Украине не только значительные финансовые и политические издержки, но, в перспективе, и проблемы по части территориальной целостности.

Ведь, по факту, сохраняя независимость от метрополии, разрушенная войной инфраструктура ДНР и ЛНР должна восстанавливаться за украинский счет, что, строго говоря, справедливо, но труднореализуемо, т.к. денег у Киева едва хватает на то, чтобы прокормить себя.

Нельзя также забывать о том, что интересы непризнанных республик Донбасса по формуле Штайнмайера должны быть представлены в украинском парламенте. Кроме того, если Донецк и Луганск получат особый статус на постоянной основе, то нет гарантий того, что украинские регионы не захотят того же. Они, в общем-то, уже хотят и регулярно требуют, но пока без особого рвения. Это, во многом, обусловлено войной.
«Решаем по формуле»: Почему Киеву не по душе предложение Штайнмайера?

Очевидно, что даже если бы президент Украины изъявил желание следовать данной формуле, то парламент и радикальная часть электората этого попросту не допустили бы. Да и не совсем понятно, как подобный вариант развития событий может выглядеть на практике, учитывая настроения населения, подогреваемые средствами массовой информации.

Нельзя сбрасывать со счетов и экономический фактор войны, давно ставшей щедрой кормилицей для украинских чиновников и бизнесменов разных калибров. Уж им то план Штайнмайера, как косточка в горле.


Отсюда и стремление украинской стороны разогревать ситуацию на передовой накануне минских встреч. Таким образом, они пытаются вынудить оппонента пойти на уступки и, вместе с тем, выторговать для себя еще немножечко времени, используя грубую силу.

Чего ждет Киев – тайна, окутанная мраком. Карта нового президента США Дональда Трампа, в «украинском» вопросе, еще не разыграна. С другой стороны, Вашингтон и ранее давил на украинскую сторону, принуждая выполнять свою часть «Минска». Вопрос лишь в том, на какие меры, в этом смысле, пойдет новая администрация президента США.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции