Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 15 мар 16:57  Версия для печати

Реинтеграция промышленности ДНР: законы рынка никто не отменял

Реинтеграция промышленности ДНР: законы рынка никто не отменял

Интеграция Донбасса с Россией, фактически стартовавшая с 2014 года, в эти дни набирает новый оборот за счет установления полного республиканского контроля над промышленным потенциалом региона. Что из этого выйдет пока не берутся судить даже эксперты, но один пример успешной переориентации на российский рынок в ДНР уже имеется. О том, что ожидает продукцию Донбасса на пути к российским потребителям, нашим корреспондентам рассказал генеральный конструктор «ЯМЗ» Константин Ломаковский.


Реинтеграция промышленности ДНР: законы рынка никто не отменял

НПО «Ясиноватский машиностроительный завод» готовится отправить в Российскую Федерацию очередной проходческий комбайн КСП-35. Машина является собственной разработкой ясиноватских конструкторов и давно пользуется авторитетом у горняков Донбасса, Украины и стран СНГ. В последние годы комбайн прошел модернизацию, получил усиленные редуктор основного органа и заборник, новые стальные боковые секции и улучшенную ходовую часть.

С момента возобновления работы «ЯМЗ» после активных боевых действий, это уже седьмой комбайн, отправляющийся в Российскую Федерацию. У него миссия несколько особая – после нескольких лет вынужденного отсутствия, ясиноватская техника будет представлена на отраслевой выставке «Уголь России и майнинг» в Новокузнецке.

- Константин Борисович, можете сравнить готовящийся угольный форум в Кузбассе со знакомым дончанам по довоенным временам «Уголь-майнингом».

- Российский рынок, с точки зрения горно-шахтной техники, шире и богаче, чем довоенный донецкий. Так что на Кузбасской выставке, как и в реальном секторе, представлено значительно большее количество иностранных производителей. Там хорошо себя чествуют и чехи, и немцы, и поляки и американцы. В настоящее время в России идет настоящая борьба за собственного потребителя, работают программы, стимулирующие развитие национального производства. И, стоит отметить, что российские компании заметно подтянулись по уровню к образцам западной техники, и выставляют достойные агрегаты. Но и наш комбайн и по характеристикам, что мы в машину закладываем, и по отзывам горняков, ничуть не уступает характеристикам конкурентов. А благодаря своей меньшей стоимости, как начальной, так и стоимости эксплуатации, однозначно выигрывает у конкурентов.

- Кстати о стоимости. Рассуждая о перспективе полной переориентации местной промышленности на Россию многие говорят, что инструментом продвижения будет демпинг за счет сложившегося низкого уровня оплаты труда в регионе.

- Безусловно, для того, чтобы Донбасс реинтегрировались в экономику России, как это было до 1991 года, наши производители должны ставить умеренные цены. Законы рынка никто не отменял, и нам приходится заново завоевывать позиции, которые были закрыты или, скажем так, менее доступны, для донецкого промышленного комплекса все эти годы. Но однозначно только низкая стоимость не может быть конкурентным преимуществом.

Мы не демпингуем, а работаем с объективными экономическими факторами. Экономия 10% к российским производителям, и 20-25% к китайцам – это не критично для покупателя. Нашу технику приобретают, потому что компании заинтересованы в надежной эксплуатации техники, ее ремонтопригодности, гарантийном и постгарантийном обслуживание. Мы восстановили работу нашего сервисного предприятия, стабильно поставляем запчасти и все необходимое для профилактики и ремонта наших комбайнов, поставленных заказчикам еще в прошлые годы. Есть склад, который регулярно пополняется комплектующими, то есть клиенты могут оперативно получить все необходимые услуги и потерять минимум времени и средств в случае поломки техники.

- Еще одно обывательское опасение – не поспособствует ли установленная с украинской стороны блокада росту себестоимость донецкой продукции?

- Конкретно на продукции «ЯМЗ» блокада вовсе не отразится. Завод максимально ориентировался на республиканские кооперационные связи и российский рынок еще с момента возобновления производства в 2015 году. В итоге на данный момент у нас почти 100% локализация по нашей территории. Из России закупаем некоторые виды стали, электродвигатели закупали в ЛНР. Но сейчас, возможно, переключимся на донецкого поставщика.

- Сейчас по вашему пути предстоит пройти целому ряду предприятий, ранее работавших в интеграционной связке с украинскими мощностями, и ориентировавшихся на украинские рынки сбыта. Что самое сложное из того, что им предстоит?
Реинтеграция промышленности ДНР: законы рынка никто не отменял

- На самом деле, основные трудности находятся далеко от области таможенного оформления, признания-непризнания республик или чего-то еще. «ЯМЗ» работает в республиканском правом поле и ведет внешнеэкономическую деятельность именно как хозяйствующий субъект ДНР. При этом наш завод участвует в российской программе импортозамещения. Мы получили сертификат качества на проходческий комбайн КСП-35, документ, который дает право работать в России и в странах Таможенного союза. Сейчас готовим аналогичную документацию на комбайн КСП-32.

Самое трудное – это доказать потенциальным клиентам, что мы: живы, работоспособны, надежны. Зная, что в полутора километрах от завода стоят артиллеристские батареи, для клиента естественно сомневаться, а сумеем ли мы своевременно выполнить заказ, что заказчик не потеряет деньги и время. Но ни разу за эти два года «ЯМЗ» не сорвал срок поставок. Предыдущие шесть наших послевоенных КСП успешно работают на российских шахтах Анжерская-Южная, имени Тихонова и других. Плюс, как я уже говорил, мы возобновили предоставление всех сопутствующих услуг. Это нелегко, но законы рынка никто не отменял. И скидку на то, что у нас боевые действия мы не просим, да никто ее и не даст.

- Все мы понимаем, что не поддерживай Россия Донбасс, республики бы очевидно не выжили, особенно в 2014-2015-ом. Но с точки зрения экономического взаимодействия, что такое российская поддержка?

- Насколько я могу судить, политическая поддержка Россией республик в экономике носит, скажем так, рекомендательный характер. Есть определенные условия, которые позволяют производителям непризнанных государств работать в РФ. Но окончательный выбор поставщика всегда остается за конкретным потребителем. Никто не будет, как в Союзе, спускать сверху план, договоры, подряды и прочее. В Донбассе много предприятий, чья продукция могла бы также участвовать в программах импортозамещения или быть включенной в российские кооперационные цепочки. Это и электродвигатели, и автоматика для промышленного оборудования, и вентиляторные установки, и подъемные машины и многое другое. Но бороться за каждую реализованную машину или запчасть предприятиям придется самим.

- Спасение утопающих, дело рук самих утопающих?

- Именно так. Можно не сомневаться, что перед менеджментом, введенным на украинские активы, помимо прочих производственных задач, будет стоять и задача эффективного продвижения этой продукции. Наверное, это даже хорошо, так как современный рынок требует от любого участника непрерывного развития. Нельзя сидеть и просто ждать помощи. Должна быть мотивация производить конкурентный продукт и зарабатывать. Донбасс всегда славился такими людьми, и сейчас регион выживает благодаря тем, кто работает, вопреки всем трудностям.
Реинтеграция промышленности ДНР: законы рынка никто не отменял

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »