Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 18 июл 18:13  Версия для печати

Новое имя страны? Что означает «проект Малороссия»

Новое имя страны? Что означает «проект Малороссия»

В Донецке объявили о создании нового федеративного государства Малороссия, куда потенциально должны войти большинство регионов Украины, в том числе Донбасс. Объединяться, конечно, в любом случае конструктивней, чем создавать новые границы. Что поможет, и что помешает этому процессу на этот раз?

18 июля в Донецке был провозглашен Конституционный акт нового государства – Малороссии. Как отметил во вступительном слове Глава ДНР Александр Захарченко, новое гособразование готово выступить правопреемником Украины, которая, по оценке политика, за годы после переворота утратила шансы на полноценное восстановление собственной государственности.

«Мы исходим из того, что Донецкая народная республика, наряду с Луганской народной республикой, остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть, - сказал он. - Это решение созрело уже давно, но всему свое время, и вот именно сегодня мы предлагаем тот вариант, который позволит остановить войну. Мы предлагаем новый план, план реинтеграции страны. Мы предлагаем всем жителям Украины выход из войны через переучреждение страны, это мирный выход. Это первое и последнее наше предложение».

Федерация, пророссийскость и отмена «достижений» майдана

Документ уже доступен на официальных ресурсах, ознакомиться с ним можно, например, здесь. Отметим, что Конституционный акт весьма лаконичен и оговаривает, в основном, причины его создания и ключевые точки предлагаемого проекта «переучреждения страны».

«Донецкая Народная Республика призывает представителей региональных элит и гражданского общества регионов бывшей «Украины» объединиться для того, чтобы остановить наступающие в стране хаос и гражданскую «войну всех против всех», а также последующий процесс распада страны, - отмечено в документе. - Для этого мы предлагаем выбрать от всех регионов на персональной основе представителей в Конституционное собрание (принципы Земского собора), на котором учредить страну – МАЛОРОССИЮ, и принять новую Конституцию».

Столицей предлагают объявить Донецк, оставив Киеву статус историко-культурного центра. Государственным флагом Малороссии признается флаг Богдана Хмельницкого. Гарантируется равенство всех народов и национальностей, проживающих в стране, равноправие всех традиционных религий и конфессий. Языки – русский и «малороссийский» (термин Акта, очевидно, указывающий на украинский язык – прим. ред.), при сохранении прав региональных языков. Государственное устройство - федерация с широкими автономными правами регионов.

Внешнеполитический вектор, при подчеркивании нейтралитета и независимости государства, очерчен прямолинейно – на интеграцию в постсоветское пространство, участие в СНГ и ЕАЭС, и потенциальное присоединение к Союзному государству России и Белоруссии. Отметим, что одним из первых пунктов будущей конституции будущего государства станет признание правомерности выбора народов Крыма, хотя выше по тексту прямо сказано, что Крым в новое объединение бывших регионов Украины не входит.

Значительный блок тезисов, по сути, посвящен отмене сомнительных политических и экономических «реформ майдана», и без того наиболее критикуемых на Украине. Авторы Акта прямо декларируют намерение стать правопреемниками Украины допереворотной, новые долги государства не признавать, а антисоциальные реформы отменить, промышленность восстановить и вести антикоррупционную и антиолигархическую политику. Отношения с Европой предлагается «гармонизировать» в рамках трехстороннего диалога. Главное «достижение» майдана, безвизовый режим с ЕС, также особой ценности иметь не будет. Кроме того, предлагается системная денацификация всех сфер общественно-политической жизни, и ответственность за пропаганду неонацистских идей и героизацию нацистов и их пособников. Правда, замыкает этот перечень пункт: «Регионализация мемориальной политики», трактовать который можно даже в слишком широком спектре.

В политике предлагается отказаться от партий и перейти к «персональному принципу представительства». Учитывая, что украинская партийная система задолго до майдана превратилась в междусобойчик корпоративных олигархических проектов с лидерами-фронтменами, идея их запретить, возможно, здравая. Но она почти гарантированно встретит сопротивление, в том числе, и у сторонников и без того запрещенных на Украине партий левого толка.

«Конституция Малороссии готовится и принимается в первоначальном варианте Конституционным собранием и затем выносится на всенародный референдум», - заключают авторы документа.

Новый проект со старыми «но»

Очевидно, что Конституционный акт, судя по его объему и рамочному характеру, является, скорее, декларацией о намерениях. Впрочем, намерений конструктивных. В первую очередь, для самого Донбасса. Сейчас, разделенные, зажатые на небольших территориях и лишенные интеграционной инициативы республики маргинализируются на местечковом уровне. Их население, чем дальше, тем больше выражает разочарование новыми границами внутри самого Донбасса.

Киевский политикум намерений решить конфликт военными мерами не скрывает, и о примирении речь не ведет. Де-факто политический процесс урегулирования безнадежно зашел в тупик. И, теоретически, укрепление позиций Донбасса, за счет объединения двух республик, может сдвинуть решение «украинского вопроса» с мертвой точки. Особенно, если идеи «широкой реинтеграции» встретят поддержку у здоровой части украинского общества. Естественно, к этому должна прибавиться воля больших геополитических игроков, недавно встречавшихся в Гамбурге. О чем они говорили два часа тет-а-тет, конечно, знают только присутствовавшие главы дипведомств, которые с широкой публикой информацией не поделятся. Но ничто, как говорится, не исключено.

«На предмет нужно смотреть через призму перспективы, – комментирует случившееся Александр Ходаковский. - Единственный случай, когда разъединение было обдуманным, случился после слов «Каждый да держит вотчину свою». Во всех остальных исторических случаях объединение служило залогом прогресса. Даже если отбросить все другие причины, но оставить только социальный аспект - мы экономически и социально проигрываем, поддерживая и углубляя разъединение. Создание карликовых государств было сознательным шагом в свете атрофированных сегодня минских затей. Сегодняшняя конъюнктура отличается от той, которая была присуща периоду подписания минска, и все очевиднее становится, что единственная альтернатива силовому захвату нас Украиной - жить автономно в режиме постепенной интеграции с Россией. Отсюда и вывод - нужно объединять территории. То, что выходит за рамки слияния ЛДНР - политическое творчество».

Безусловно, обозначенный тренд на объединение – это тренд конструктивный. Главное, чтобы он привычно не разбился о подводные камни внутреннего устройства ЛДНР.

Попытка номер два

Стоит напомнить, что нынешний Конституционный акт – не единственный в истории ДНР и ЛНР. Три года назад парламенты республик ратифицировали аналогичный документ, которым создали Союз народных республик, вошедший в историю как Новороссия. Акт до сих пор не денонсирован ни одной из сторон, но совместные органы власти де-факто прекратили работу еще летом 2014-го, и с того времени участники сделали все возможное, для забвения и «проекта Новороссия», и собственного обещания объединяться.

С Малороссией же получился и вовсе конфуз. Как сообщали с места провозглашения Акта о Малороссии СМИ Донецка и российские издания, «участие в мероприятии приняли представители ДНР, ЛНР и 19 регионов Украины». Но чуть позже официальный ресурс ЛНР ЛИЦ вышел с опровержением. По сведениям главы парламента ЛНР, презентованный в Донецке Конституционный акт в Луганск для обсуждения не предоставлялся, официальная делегация ЛНР участия в мероприятии не принимала, и в ЛНР «на данный момент целесообразность подобного шага вызывает большие сомнения». Каковы шансы инициативы, которую не могут согласовать даже в локальных рамках региона – вопрос риторический.

Кстати, остальные участники, представляющие почти все области Украины, даже не были представлены, не говоря уже об их, хотя бы условных, полномочиях переговорщиков от регионов, подконтрольных Киеву.

Провозглашение Малороссии торпедирует «минск»

«На сегодня любое объединение – это изменение самого минского формата, на что мы в данный момент не готовы», - утверждал в январе текущего года Александр Захарченко, отвечая на вопрос журналистов о возможности объединения ДНР и ЛНР. «Минские соглашения», напомним, были подписаны в 2014-м и дополнены один раз в 2015-ом Комплексом мер.

О тонкостях пусть спорят юристы и дипломаты, но сейчас на поверхности оказывается целый ряд вопросов. От незначительных, вроде того, с кем именно в таком случае должны восстанавливаться социально-экономические связи республик и модальности каких выборов всем участникам нового образования стоит обсуждать. До весьма «горячих», с военной точки зрения: означает ли возможное создание Малороссии выход ЛДНР из «минского формата», в том числе и с его сомнительными, но перемириями? Была ли всесторонне просчитана соответствующими специалистами, реакция миссии ОБСЕ и других международных организаций, работающих в регионе? Напомним, что «Хорватский сценарий», которым грезят в Киеве, во многом стал возможным не столько из-за возможностей хорватской армии, сколько из-за того, что международные силы в зоне конфликта фактически стали на одну из сторон.

«Минский» формат изначально был далек от эффективности. В последнее время, на фоне непрекращающихся обстрелов превратился в фарс, раздражающий дончан, но выходить из него необходимо с реальным планом обеспечения безопасности региона и его мирных жителей. Проанализированы ли должным образом все эти «минские» последствия?

Что же на практике?

«ДНР готова взять на себя координирующую роль и обеспечить безопасность всех участников нового конституционного процесса силами своей армии и правоохранительных органов» - говорится в Акте. Объективно, это обещание пока невыполнимо даже по отношению к Мариуполю и Константиновке, которые, формально, должны являться территорией ДНР. Стоит ли рассуждать о конституционных дебатах и всенародных референдумах в Харькове или Одессе? Правительство в изгнании организовать, конечно, можно, но, как свидетельствует история, реализовать свою программу действий оно сможет только после реального взятия территории под контроль. И то и другое, по крайней мере, сегодня из Донецка, выглядит как сценарий фантастический.

В целом, то, что официальный Донецк, на четвертом году войны заговорил о необходимости объединения здоровых пророссийских сил на Украине, прямом диалоге между ЛДНР и другими бывшими согражданами, и о готовности Донбасса к выходу из самоизоляции и информационно-политической блокады, стоит отметить как тенденцию положительную. Но именно тенденцию, где прожектерство без толковых механизмов реализации только навредит. Более того, масштабный популизм рискует подменить собой реально насущный диалог об объединении, или хотя бы максимальном сближении Донецка с Луганском. Луганск же, похоже, «малороссийской инициативой» обидели и сигнал получился двусмысленный – приглашаем к объединению всех, кроме тех, с кем плечом к плечу воюем.

Vox populi

Новость о создании Малороссии собрала тысячи комментариев, как от пользователей соцсетей, так и от ряда политиков и экспертов. Реакция украинской стороны, конечно, предсказуемо агрессивна, но в данном случае она и не слишком важна. А вот неоднозначность российских трактовок, увы, наводит на грустные размышления.

Так, в комитете Совета Федерации по международным делам заявили, что создание Малороссии было ожидаемым и насколько инициатива «правомочна и законна, покажет время». А глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, наоборот, предложил «быть осторожнее в подобных вещах», и напомнил, что официально Россия поддерживает соблюдение «минских соглашений». В комментариях для ТАСС политолог Алексей Чеснаков, считающийся близким к советнику президента РФ Владиславу Суркову, и вовсе заявил, что к практике проект отношения и вовсе не имеет. «Проект скорее литературный, чем политический. К реальной политике малороссийская инициатива не имеет никакого отношения, — сказал он. - Шум поднят большой, но через месяц о Малороссии забудут все, включая авторов этой идеи».

С учетом «луганской неосведомленности» подобное мнение, к сожалению, имеет право на жизнь, а следовательно, этого самого права может не получить «проект Малороссия». Так как не получил однозначной поддержки ни в Донецке, ни в Луганске, ни на Украине, ни в Кремле. И его авторам и презентовавшим первым лицам теперь следует найти реальные рычаги его реализации как минимум в рамках Донбасса. Или расписаться в популизме и безответственности не только по отношению к имиджу тех самых первых лиц, но и региона, который они представляют.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »