Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 07 авг 18:48  Версия для печати

Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции

Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции

Попытки переделить многомиллиардный европейский энергетический рынок начались задолго до прихода в Белый дом Дональда Трампа и не закончатся с его президентской каденцией. Вокруг потоков, санкции и контрсанкций России и ЕС еще будет много споров и разбирательств. Но, все идет к тому, что украинского транзитного коридора в новых раскладах не будет.

НАК «Нафтогаз Украины» не вкладывает должных средств в поддержание газотранспортной системы, что может привести к ее выходу из строя. За первое полугодие 2017 года текущие ремонтные работы выполнены на 24%, инвестиционная программа - на 4%. Соответствующие данные транзитного подразделения компании - «Укртрансгаза» подтвердил министр энергетики Украины Игорь Насалик.
Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции
Я считаю бестолковой политику «Нафтогаза» относительно транспортной системы, они уже ее для себя, скажем, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК «Нафтогаз Украины» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа», — сообщил он в телеэфире.

О катастрофическом состоянии украинской газотранспортной системы - в народе «трубы» - на которой независимая Украина в прямом смысле слова жила и сидела четверть века, профильные специалисты говорят не первый год. В полный голос о необходимости модернизации ГТС, вскладчину, с привлечением российских и европейских партнеров заговорили еще в начале двухтысячных. Но после первого прозападного госпереворота Киев отказал России в праве участвовать в консорциуме, а без гарантий поставщика европейцы вкладывать средства в украинскую трубу не рискнули. Второй госпереворот в Киеве, как известно, украино-российское сотрудничество практически свел на нет, и это не могло не отразится на транзитном вопросе. Москва пока поддерживает прокачку по этому коридору, так как связана действующим контрактом и нуждается в украинских мощностях. Но контракт истекает в 2019 году, а обходные мощности – со скрипом, но продавливаются через бюрократию ЕС.

Кстати, сам по себе факт начала предметных переговоров по «Северному потоку-2» в 2014 году, когда объединенная Европа громче всего на словах поддерживала Украину, должен был стать первым «звоночком в трубу». А один из предпоследних прозвучал на днях: «Газпром», получивший доступ почти к 100% мощностей трубопровода OPAL, снизил прокачку через Украину. Если этот маршрут будет далее работать в таком режиме, Киев только на этом направлении недосчитается 20% транзитных доходов – около 400 млн. долларов в год. А ведь на подходе новые альтернативные потоки: «Северный» и «Турецкий».

В этом контексте логично предположить, что украинские чиновники последние три года должны были бы изо всех сил доказывать удобство и эффективность собственного маршрута. Тем более, что, как они уверяют граждан, «весь мир за них» и горячо болеет за украинскую ГТС. Вместо этого де-факто есть сомнительные тяжбы в судах с «Газпромом» и продолжающая ржаветь труба.
Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции
Мы уже все стали свидетелями заявления «Нафтогаза» о грандиозной победе над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. Стоит остерегаться того, что «Нафтогаз Украины» снова может возглавить борьбу против «Газпрома» (в данном случае «Северного потока-2»), чтобы потом этот вопрос проиграть с треском. И на этот раз проигрыш будет стоить Украине очень дорого - с карты Европы навсегда исчезнет Украина как транзитное государство. И последние три года «Нафтогаз» довольно «успешно», к сожалению для государства, проводил лишь пустые разговоры об опасностях «Северного потока-2», - предупреждал некоторое время назад член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

И вот Киев собственноручно расписывается в собственной неспособности поддерживать «национальное достояние» в форме. Зачем? Можно предположить, что в надежде получить в этом году от европейцев кредит не только на заполнение ПГХ, но и на поддержание самой трубы. Впрочем, с таким же успехом это может быть внешним проявлением внутренних конфликтов между руководством министерства и «Нафтогаза» - уж слишком большие денежные потоки идут через национального монополиста. Причины не принципиальны.

В целом же, Вашингтон, решивший в 2013 году включить Украину в создаваемый Америкой в Европе антироссийский пояс из Польши и Прибалтики, с ролью для Киева не прогадал. США, давно продвигающие идею «диверсификации» газовых поставок в Европу за счет закупок СПГ из США, получили надежного, покорного и доверчивого партнера. Который давно смирился со своей ролью «аграрной сверхдержавы». В отличие от упомянутых «друзей Америки», местные чиновники ни инфраструктуру перестроить не в состоянии, ни на Брюссель надавить. С последним, впрочем, и у Польши тоже не задалось – именно ее жалобу по OPAL отклонил высший земельный суд Дюссельдорфа, развязав руки «Газпрому».

Но Варшава не сдается, глава ее дипломатического ведомства Витольд Ващиковский продолжает увещевать еврососедей о вреде российского газа и политической основе «Северного потока-2». Сама Польша провела тестовую закупку американского СПГ, скромно заявила о готовности стать его реэкспортером, и теперь рассчитывает, что готовность Посполитой представлять американские интересы на европейских рынках учтется в окончательной цене топлива.
Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции
Мы будем, мы хотим, мы намерены импортировать газ из Соединенных Штатов с тем условием, что цена будет конкурентоспособной с той, что есть на газ от других поставщиков, таких как Катар или Россия», - вежливо намекает Ващиковский.

Аналогичные и пока не слишком успешные попытки уже несколько лет предпринимают и в Прибалтике. В 2014 году в Литве даже построили терминал для приема заокеанского СПГ. Доля российского газа от этого действительно снизилась, а вот затраты по насыщению рынка Литвы энергоносителями – выросли. Только аренда судна-хранилища обходится стране в 60 млн. евро в год, а само топливо оказывается на 20−30% дороже, чем трубопроводное. В связи с этим терминал используется далеко не на полную мощность, и даже соседи Литвы не спешат присоединяться к «газовой независимости».

Вот в эту компанию, на правах младшего и самого недалекого партнера, похоже, и вписывается Киев. Остальные участники «антигазового кордона» в прошлом получили инвестиции под создание соответствующей инфраструктуры, а в будущем, в случае успеха американского давления на Брюссель в противодействии «потокам», имеют теоретические шансы ее эффективно использовать. Украине же Вашингтон просто предлагает ликвидироваться с газового рынка явочным порядком, с тем, чтоб лишить «Газпром» мощностей. О том, что это автоматически лишает Киев поступлений в бюджет и рабочих мест, за океаном волноваться не собираются, а компрадоры в Киеве слишком заняты распилом остатков потенциала страны. В том числе и транзитного.

Согласно недавнему сообщению МИД России, пока официально от прокачки по украинскому маршруту Москва не отказывается. Но при условии адекватного поведения киевских чиновников, то есть формирования конкурентоспособных тарифов и отказа от абсурдных исков против «Газпрома». В Киеве с адекватностью пока явно не очень.
Европейская битва за транзит. Украина сходит с дистанции
К примеру, по мнению коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, вопреки всем выводам профильных экспертов, дела его компании в Стокгольме идут настолько хорошо, что «позволяют требовать гораздо более высокой платы за транзит для покрытия наших увеличившихся расходов из-за необходимости ускоренно амортизировать нашу газотранспортную систему».

В общем, в ближайшие годы нам предстоит наблюдать за причудливыми судьбами российско-европейских энергетических проектов, за борьбой санкций и контрсанкций и за другими политико-экономическими маневрами, которые в совокупности определят, каким будет газовый баланс ЕС в будущем десятилетии. А вот Украины в этом хитросплетении, похоже, не будет. Ее «транзитный горизонт» – баржи с херсонскими арбузами, которые, впрочем, под чутким руководством нынешних властей тоже могут внезапно потребовать модернизации, кредитов и реформ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »