Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 12 мая 11:21

«Абыр-абыр, абырвоза…» или чем грозит рыбакам гибридная национализация Азовского моря

По мнению рыбаков Новоазовского района, в результате планируемых в республике нововведений они окажутся выброшенными на берег. А море, вопреки Конституции республики, окажется монополизированным «дочкой» государственного предприятия, ради чего разорят сотни местных семейных промыслов.
Революционные события, развернувшиеся в Донбассе весной 2014 года во много базировались на т.н. «левой идее». Некоторые политики даже отрыто выступали за национализацию крупных промышленных активов, а то и вообще построении «СССР 2.0» со всеми вытекающими экономическими последствиями. Правильно это или нет, судить, наверное, придется уже историкам будущих поколений, но уже к началу 2015 года радикальные инициативы социалистического толка сошли в республике на нет. Статьи 27 и 28 Конституции ДНР недвусмысленно гласят, что право частной собственности находится тут под охраной закона, равно как и право на предпринимательскую деятельность, и что в государстве «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Нормы стандартные для большинства государств современного мира, где частная собственность – «священная корова».Тем не менее, говорить об одинаковом отношении молодого государства ко всем субъектам экономики пока не приходится. Промышленные гиганты, продолжающие приносить владельцам, как правило, резидентам Украины, миллионы и миллионы, как известно, работают без каких-либо ограничений со стороны государства, которое их владельцы и вовсе предпочитают не замечать. При этом местный средний и мелкий бизнес, не сбежавший, в отличие от олигархов, из Донбасса, все больше чувствует себя «лабораторными мышками», которым то налоговое законодательство пересматривают раз в два месяца, то нормативные требования меняют без предупреждения. А то и вовсе под одну гребенку всех постригут и национализируют, как это случилось с http://patriot-donetsk.ru/4847-bazarnyy-aspekt-rynochnoy-ekonomiki.html]рынками республики.
Очередной эксперимент, теперь уже не на суше, а на море, инициировали сразу три ведомства. В конце апреля Министерство доходов и сборов, совместно с МинАПК и Минэкономразвития выпустили совместный приказ, полностью меняющий правила игры на рыбном рынке республики. Документом утвержден «Временный порядок проведения мониторинга, контроля за изъятием водных биоресурсов на акватории Азовского моря и их транспортировки по территории ДНР». Также этим приказом ведомства создали государственное предприятие «АГРО-ДОНБАСС», при котором тут же была учреждено дочернее предприятие «АЗОВРЫБА». С полной версией инициатив можно ознакомиться здесь.
Усиление государственного контроля над выловом рыбы в Азовском море, которое, признаем, за постсоветское время серьезно обеднело, инициатива достойная похвалы. Но способы ее реализации пока что вызывают недоумение у сторонних наблюдателей, и панику среди населения прибрежных рыбацких поселков.
Утверждать, что у молодого государства только сейчас дошли руки до наведения порядка на побережье, было бы не справедливо. Обычно неповоротливая госмашина в случае со взятием на учет рыбаков сработала четко – все рыбаки и переработчики, которых в отрасли именуют пользователями, попали в сети соответствующих структур и зарегистрированы как ФЛП или ЧП в налоговых органах республики. По не официальной информации в 2015 году рыбный бизнес Новоазовского района принес в казну ДНР около 10 млн. рублей – весомая сумма в наших совсем не радужных экономических условиях.
Помимо общих налогов, которые платят все предприниматели, бизнесмены, занимающиеся выловом рыбы, платят государству за квоты на вылов, лицензии и прочие разрешительные документы.
Дополнительная налоговая нагрузка, являющаяся местным «ноу-хау» – 5% сбора в «благотворительный фонд района». Куда идут собираемые средства, вероятно, можно понять п документам, но не по внешнему виду Новоазовска. К празднику городок был убран и побелен по мере сил, но следов масштабных преобразований и бурного развития, на которые по идее «скидываются» местные, с налету не увидишь. Убедиться в этом могут все желающие, готовые рискнуть подвеской своего авто – худшей дороги в республике, наверное, просто не сыщешь, несмотря на то, что это последняя магистраль, связывающая дончан с единственной крупной оставшейся рекреационной зоной.
В целом же, налоговая нагрузка на местных коммерсантов получается значительно выше, чем на среднестатистического торговца с рынка. Что делает их предпринимательскую деятельность еще более рискованной: да, рыба, конечно, бизнес прибыльный, но и прихотливый – и погода может испортиться, и лодки и оснастка – вложения не из дешевых, а ведь есть еще плата наемным работникам, топливо и прочие расходы.
Услуга, от которой нельзя отказаться
Вернемся к нововведениям министерств, согласно которым теперь к расходам рыбаков прибавится «оплата услуг предприятия «АЗОВРЫБЫ». Как гласит проект договора, рыбакам, которых в документах иронично именуют «Заказчиками», новосозданная «дочка» госкорпорации будет «предоставлять информационные услуги». Формулировка, более подходящая для какой-нибудь обнальной конторы. К тому же, возможность выбрать предприятие по оказанию пресловутых «информуслуг» у потенциальных «клиентов» заведомо отсутствует. Как сообщил 7 мая на очередной встрече с взволнованными рыбаками директор «АЗОВРЫБЫ» Владимир Ляшенко, отказаться от сомнительного «счастья мониторинга» не получится. Документ трех министерств прямо говорит – те, кто не заключит договор на получение информуслуг, лишатся права на выход в море, даже имея все прочие разрешительные документы на руках. «Так что выбора у вас нет. Все равно придется работать с нами», - сухо констатировал новый начальник.
Обсуждать с работниками отрасли новые правила никто не стал. На общем сборе предложили выбрать инициативную группу «чтобы не было балагана», но и за закрытыми дверями с представителями рыбаков и пользователей диалога не получилось, так как «вопрос уже решенный».
Что же предлагают власти? Согласно опубликованным документам, при «АЗОВРЫБЕ» создается собственный колл-центр, выездные бригады ветеринаров, готовых освидетельствовать улов прямо на берегу, точки логистического контроля на ключевых транспортных развязках в Новоазовске и Старобешево. Помимо самих работников предприятия к его деятельности будут привлечены сотрудники таможни, налоговой, рыбинспекции и всех причастных служб.

В общем, от «государева ока» теперь ни один азовский бычок в Донецк не уйдет. Стоимость перемещения рыбы от моря к прилавку, очевидно, тоже вырастет – кто-то же должен содержать служащих предприятия, дополнительные штаты дорожных пунктов и прочих контролирующих работников. Предполагается, что услуги структуры будут оплачиваться рыбаками ежемесячно, фиксированным взносом с лодки. Точные расценки пока якобы не установлены, по крайней мере, вслух их чиновники не оглашают. Говорят, в зависимости от водоизмещения судна, ежемесячный тариф будет стартовать от 1 700 рублей. При этом платить придется даже за каяки и весельные лодки, в том числе и за периоды, когда суда месяцами не выходят в море из-за морозов зимой или запрета на лов летом.
Сами рыбаки и предприниматели от столичных новшеств пребывают в шоковом состоянии. «Нас просто хотят уничтожить и отжать бизнес», - убеждены работники отрасли. Их аргументы сводятся к двум посылам.
Во-первых, значительные платежи «за воздух» по карману окажутся не всем работникам рыболовецкой промышленности ДНР. И если бизнесмены средней руки, владельцы нескольких транспортных средств и хозяйств с достаточно крупными оборотами, еще могут увеличить отчисления, то мелкие предприниматели, у которых в активах одна лодка и сети, банально и трагично пойдут ко дну.
Во-вторых, как нам пояснили рыбаки, прописанная в высоких кабинетах система контроля не имеет никакого отношения к традиционному промыслу. «Мы предлагали специалистам министерства доходов и сборов, которые приезжали сюда представлять новое предприятие, остаться и хоть пару дней поработать с нами, чтобы понять, как это все устроено, какой над нами сейчас контроль, и что мы реально зарабатываем. Но нас же никто не слушает, - с горечью говорят они. – Им кажется, будто наша рыба «золотая». Людям, которые море видели только с пляжа тяжело объяснить, почему все это глупость. Но нормально работать предлагаемая ими система точно не будет».

По словам тех же рыбаков, даже сама завязка всей новой системы на кол-центр намекает на некоторую оторванность авторов от реалий. В Новоазовске, Седово, Безыменном и прочих прибрежных населенных пунктах связи на данный момент практически нет. Покрытие есть только у республиканского оператора, и то нестабильное. Как рыбаки должны будут по пять раз за выход в море связываться с операторами – вопрос еще тот. И вопрос срочный – заработать новая система должна буквально на днях.
Новый игрок или «колхоз XXI века»?
Тем не менее, решительность намерений государства подкрепляется давлением со стороны силовиков. Как рассказали предприниматели, по итогам прошлого года прокуратура якобы нашла в работе каждого их них нарушения на запредельные суммы в 10-20 млн. рублей. Говорят, всего по району насчитано около 200 млн. рублей «штрафов». Никаких документов бизнесменам не показывают, но предлагают заплатить «по-хорошему». При этом рядовые исполнители на словах поясняют, что причина - некая ошибка чиновников в выданных разрешительных документах, но виноваты по умолчанию бизнесмены, а потому платить все равно придется.
Сумма же начисленных штрафов недвусмысленно намекает на планируемую конфискацию. Ведь, еще по старой доброй традиции украинских фискалов, когда хотят собрать больше денег – то штрафы выписывают вменяемые если хотят сменить собственника – суммы увеличиваются до неподъемных величин.
К чему это приведет? С высокой долей вероятности, к созданию некоего рыболовецкого «колхоза», которому отдадут конфискованные средства производства, высвободившиеся квоты и на который, в перспективе, будут вынуждены наниматься сами разоренные рыбки.

При этом у потенциального монополиста будет еще один рычаг влияния на бизнесменов, которые попробуют остаться в деле. Упомянутый приказ трех ведомств наделяет Минэкономразвития правом устанавливать минимальную закупочную цену на рыбу, на которую, как мы понимаем, и должны будут ориентироваться другие игроки рынка. Чиновники утверждают, что рыбаки от этого только выиграют – мол, за счет дополнительного спроса со стороны государственной компании вырастет цена. В теории звучит красиво, но на практике это, в лучшем случае, позволит сменить торговых партнеров – получателей продукта, а в худшем, учитывая значительные возможности государственного предприятия, просто выбьет частников из игры и монополизирует рынок. А уж монополиста, как известно, проблемы мелких производителей, как, впрочем, и потребителей, вообще не волнуют.
«Большой брат следит за тобой»
На самом деле в желании государства стать крупным игроком одного из рынков нет ничего зазорного. Здоровая экономическая конкуренция, как известно, стимулирует других участников. К тому же новое предприятие – это потенциальные новые рабочие места, которых в республике крайне не хватает. Только создавать их планируется на руинах десятков малых и средних бизнесов, в том числе семейных. И вместо того, чтобы расширить эту сферу, за счет привлечения государственных инвестиций, технологий и ресурсов, район получит сокращение экономической активности и разорение местных предпринимателей.
Коллективизация и конфискация имущества у хоть относительно зажиточных слоев общества в нашей стране уже была 100 лет назад. И о ее эффективности до сих пор спорят эксперты. Но тогда уничтожение «кулаков» происходило при полной правовой поддержке построения «государства рабочих и крестьян». У нас же, хотим мы этого или нет, государство строится на основах капиталистической системы, о чем недвусмысленно намекают активы украинских ФПГ, продолжающих работать в Донбассе. И пока крупный бизнес не будет поставлен государством в рамки социального партнерства, действия Миндоходов и коллег из других ведомств в отношении бизнеса малого, выходят за рамки права, здравого смысла и паритетных отношений для всех.
В то же, что государство сможет эффективно заменить коммерсантов в их семейном деле, поверит только очень наивный человек. Так что по итогам реформ и так редко заплывающая на прилавки местных торговых сетей «золотая» азовская рыбка вскоре может окончательно махнуть нам хвостом.
Кстати, подобные неоднозначные изменения возможны не только на рыбном рынке. Как видим, «АЗОВРЫБА» - только одно дочернее предприятие государственного предприятия «АГРО-ДОНБАСС», само название которого намекает на более широкий спектр интересов предприятия. И что уж совсем настораживает, это отсутствие гарантий того, что создаваемый «агропромышленный монстр» сможет долго оставаться государственным, особенно на деле. Исходя из опубликованных документов, тяжело оценить, насколько «дочки» и основная компания застрахованы от возможностей смены формы собственности и иных экономических рычагов влияния. Кроме того, как показывает грустная практика всего постсоветского пространства, структуры, обличенные властью, имеют свойство притягивать недобросовестных чиновников и серые схемы.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать