Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 22 июл 12:26

Конец дискуссии. «Минск» живее всех живых?

Интрига с созданием Малороссии от Донецка до не очерченных западно-украинских рубежей может считаться оконченной. Обменявшись исторически-истерическими комментариями, стороны потянулись в столицу Белоруссии обвинять друг друга в нежелании выполнять «минск».
19 июля в столице Белоруссии прошло очередное заседание контактных групп по гуманитарным, политическим и прочим вопросам. Эффективностью встреча традиционно не отличилась. Как сообщила и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова, динамики в минских переговорах как не было, так и нет. Ситуация там, в сущности, неизменна с 2015 года, причина пробуксовки Киев, который отказывается искать компромисс в вопросах в прямом общении с Донбассом, а делегирует это в «нормандский формат», что на деле означает – собственным западным кураторам и России. «Сложившаяся ситуация является прямым следствием отступления украинской стороны от добросовестного выполнения Минских соглашений. Комплексом мер чётко закреплена и указана в пунктах 4, 9, 11 и 12 основа мирного урегулирования – предоставление особого статуса территориям Донбасса. Но вот уже почти три года Киев цинично игнорирует свои обязательства, изначально принятые украинским правительством к исполнению без каких-либо дополнительных предусловий», - подчеркнуто в официальном комментарии чиновницы.Собственно, это и есть тот самый «минский тупик» в который процесс зашел чуть ли не с первого дня. Выйти из него стороны, при всем желании, не могут. Это патовое положение подтверждают и вышеуказанные итоги очередной встречи, точнее, их полное отсутствие.
Кажется, что общественность смирилась с тем, что на «минском фронте» еще долго не будет происходить ничего интересного, но неожиданно всплеск общественного внимания к ситуации создал Глава ДНР Александр Захарченко, который вместе с узким кругом приближенных провозгласил создание нового государства Малороссии.
О новой концепции объединения Донбасса и украинских регионов, кажется, узнали даже те, кто не интересуется особенностями ситуации в регионе. Информационной волной задело даже Госдеп США, который вместе с европейскими политиками, мягко говоря, удивился новому формату стремления к единству Украины и попросил так резко государственные субъекты не менять, ибо дипломаты «не успевают».
Удивилась, и на сей раз весьма убедительно, и Москва. Там, инициированную в Донецке дискуссию, недвусмысленно охарактеризовали по-малороссийски: «яка держава, такой и IQ». Дискуссия, что характерно, подчеркнуто названа внутриукраинской, что формально вновь сводит все комментарии к унылому «минску» с его украинской территориальной целостностью и прочими давно известными постулатами, на которых строится официальная позиция РФ, но в новых терминах и с забытой экспрессией в лексике.
Реакция Киев оказалась предсказуемой: слышат, интересуются и боятся. Ничем иным вал ответных заявлений высших сановников и рядовых патриотов в соцсетях не объясним.
Но здесь вместе с промайданными кругами, всерьез взялись анализировать политическую заявку на изменение ситуации и граждане адекватные. И перед ними получилось, как говорится, неудобно. Вчера провозгласили Малороссию, объявили о переучреждении Украины и отказе от признания киевской легитимности. А на завтра дружно и беспрекословно поехали в Минск, где согласились с требованиями выполнять документ, который накануне начисто дезавуировали де-факто, если не де-юре, ведь официальные СМИ ДНР упоминали о подписании конституционного акта о провозглашении Малоросии, хотя на выложенном документе подписей нет.
Любители политтехнологий и конспирологии, что нередко одно и то же, еще долго будут спорить и гадать, является ли произошедшее «хитрым планом», «отвлекающим маневром», «политической заявкой» или «проявлением субъектности донецкой власти».
Уверенно уже сегодня можно говорить несколько об иных вещах. Например, о том, что сложившаяся «монументалистика» в официальном медиа-пространстве Донецка сыграло с авторами злую шутку. Если верить любителям планов и многоходовок, и цель акции действительно заключалась лишь в создании «внутриукраинской дискуссии», то поставить союзников и потенциальных партнеров перед фактом – не лучший способ ее начать в целом. В таком случае, скромное выдвижение инициативы смотрится куда уместней пафосной презентации противоречивых концепций и сырых, но якобы утвержденных, документов.
Во-вторых, очевидно, что любая пиар-акция или политический проект требует тщательной всесторонней проработки, с привлечением экспертов и тестированием на целевой аудитории. Иначе и потенциальных потребителей распугать можно, и саму идею дискредитировать, не дойдя до ее реализации. О перспективах дебандеризации Украины путем ее присоединения к Донбассу, неважно под каким названием выйдет релиз, говорить не будем – это в любом случае пока на повестке дня не стоит. А вот о том, что объединять нужно в первую очередь сам Донбасс говорит большинство населения непризнанных республик и многие политики и эксперты.
Ни экономически, ни политический формат разведения Донецка и Луганска себя за три года не просто не оправдал. Он не сумел сконструировать ни одного внятного аргумента – зачем нужно было делать новый Донбасс по старым украинским лекалам.
«Минск», ради увеличения представительности в котором, якобы, и нельзя объединять ЛДНР, того попросту не стоит. Констатировать, что Украина его не выполняет, может и одна делегация, от этого его эффективность не изменится. Изменять необходимо сам формат, и укрепление единства донбасской стороны - как минимум достойный рассмотрения вариант. Не дожидаясь, так сказать, присоединения 19 украинских регионов, которые в Донецке идею большой интеграции якобы поддержали, но де-факто в «минске» давно представлены. В рамках Украины и АТО.
Ну и главный урок этой «малороссийской» истории в том, что прежде чем строить геополитические конструкции, официальному Донецку было бы неплохо пройти небольшой политико-правовой ликбез. При всей непризнанности, пробелах в законодательстве, дилетантизме во внешней и внутренней политике, ДНР как государство все же имеет мощный источник легитимности – референдум 11 мая 2014 года. Его решение обжалованию не подлежит и выдает властям ДНР мандат на строительство независимого государства. Все остальное, только по согласованию с народом. Это и есть демократия, которая задекларирована, в том числе и в Конституции ДНР. Форма правления, может и не лучшая, но позволяющая выстраивать нормальный общественный договор, без смут с одной стороны и репрессий с другой. Узнавать о собственном выборе из газет, или о том, что «Донбасс сражается за всю Украину» в народной республике вдвойне обидно. Подобные авантюры в верхах рискуют навредить и властям, и самой республике, сужая пространство для маневров в постылом «минске» и подрывая кредит доверия и без того усталого общества.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции